10.04.17
«Тратить на самое главное»: как детей научили считать деньги
Новосибирских школьников научили правильно тратить деньги и планировать бюджет. Специальную экономическую игру провели для них сотрудники банка «Хоум Кредит» в рамках проекта Министерства финансов России – недели финансовой грамотности для детей и молодежи. Детям, ученикам четвертого класса, предложили в течение пяти игровых месяцев тратить по 45 тысяч игрушечных рублей на игры, сладкое, продукты, жилье, транспорт и прочие вещи – на выбор. Школьники довольно быстро усвоили, что во взрослой жизни без коммунальных и транспортных платежей обойтись сложно, и с энтузиазмом взялись делить оставшееся, пытаясь извлечь как можно больше плюсов из ограниченного бюджета.  Подобную экономическую игру для новосибирских школьников банк «Хоум Кредит» проводит уже не первый раз. В этом году, отмечают бизнес-тренеры банка, участников больше, проектом интересуется все больше учебных заведений. 

«Этот проект разработан для нашего подрастающего поколения. Чтобы в старшем возрасте дети не страдали от финансовой безграмотности, нужно уже сейчас учить их азам финансового планирования и другим вещам, которые пригодятся им во взрослой жизни. Очень часто звучат вопросы, почему в школе не учат, например, оплачивать штрафы ГАИ, коммуналку, – рассказала бизнес-тренер банка «Хоум Кредит» Дарья Кинарова. – Чем раньше мы начнем рассказывать детям о деньгах и учить их грамотно ими распоряжаться,  тем качественнее будут их знания. Основная идея – объяснить детям, зачем и для чего нужно планировать семейный бюджет». 

Корреспондент Сибкрай.ru побывала на этой игре с четвертым классом новосибирской гимназии №4 и немного позавидовала детям – было интересно, занимательно и, определенно, полезно. Школьников разделили на пять команд. Команды должны были выбрать главу семьи и выдумать фамилию. А после условные Романовы, Жуковы, Соколовы, Снежинкины и Арбузиковы получили свое первое задание на первый месяц – фиксированный бюджет в 45 тысяч рублей и лист, на котором были обозначены возможные траты и их стоимость. Дети должны были учитывать не только стоимость трат, но и «очки счастья», которые приносила семье покупка.  Ведь конечная цель каждого – не только с умом потратить деньги, но и сделать свою «семью» счастливой.

Среди трат были, например, подарки бабушкам и дедушкам, покупка домашнего питомца, покупка игровой приставки, совместный поход с семьей в кино. А были и обычные житейские  «продукты (20 тысяч рублей)», «оплата жилья (пять тысяч рублей)» и «оплата транспорта (четыре тысячи рублей)». 



В первом раунде команды с энтузиазмом принялись выбирать и спорить, что лучше – домашний питомец, приставка или велосипед. Казалось, они совсем не подумали о питании, жилье и транспорте. Однако, когда пришла пора оглашать первые результаты, выяснилось, что одна команда все же эти обязательные расходы учла. И даже при том, что остальные команды набрали больше «очков счастья», первыми оказались Арбузиковы – с них не списали очки за отключенный свет, воду, электричество и ежедневные часовые прогулки от дома до работы и обратно.


Четвероклассники этот урок усвоили и следующие четыре игровых месяца первым делом вычеркивали транспортные расходы, оплату жилья и продукты питания. От 45 тысяч рублей оставалось меньше половины, и дети стали думать, как эту сумму можно увеличить. Почти все в итоге в один из месяцев купили по лотерейному билету, кто-то приобрел несколько древних монет, а затем продал, а вот расставаться с игровой приставкой, купленной еще в первом раунде, они не спешили.


«Очень радует такой момент – в первый месяц дети покупают Play Station, ведут себя как дети. Они покупают игры, собак, шоколадки, не оплачивают коммуналку и не знают, что это такое. А со второго месяца они начинают осознавать, что первое, на что нужно тратить бюджет, – это то, без чего прожить нельзя», – отметила Дарья Кинарова.  



– Это невыгодно, тут на одно очко больше, – доносится с одного из столов игроков. – У нас осталось всего четыре тысячи, – огорчается девочка из другой команды. – А можно кредит взять? – задаются вопросом в другой команде, присматриваясь к билетам в кругосветное путешествие. 


К концу игры четвероклассники не только оплачивали сразу все необходимые расходы, но и на всякий случай платили за ремонт электропроводки – как оказалось позднее, в их условной квартире могла перегореть вся техника. Ведущая игры Дарья показала им, что у любых действий есть последствия.  Например, ребята, которые вкладывали деньги в учебу, получали разные бонусы.  А вот «счастливый» лотерейный билетик ни одной семье, увы, не попался, хотя на его покупку пришлось потратиться. 



Школьникам после игры подарили книги Евгении Блискавки «Дети и деньги» (ее можно бесплатно скачать на портале «Дети и деньги») и сладости – внимания заслужили оба этих приза. Пока в классе шуршали страницы книг и обертки конфет, дети делились впечатлениями и говорили, что поняли: иногда родители отказывают им в каких-то покупках не из-за того, что не хотят, а из-за того, что не хватает денег или времени. «Сначала [надо] тратить на самое главное», – подытожила обсуждение серьезная девочка с косичками.



Источник: sibkray.ru

ЕЩЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ